Станислав ЛЕМ. СУММА ТЕХНОЛОГИИ
Станислав ЛЕМ
СУММА ТЕХНОЛОГИИ
[ "summtitl.htm"> Титульный лист ]
[ "summcont.htm"> Содержание ]
<= "summgl2d.htm"> Глава вторая (d) ]
[ "summgl3a.htm"> Глава третья (a) =>
ГЛАВА ВТОРАЯ
ДВЕ ЭВОЛЮЦИИ
(e) НЕСКОЛЬКО НАИВНЫХ ВОПРОСОВ
Каждый рассудительный человек строит жизненные планы. В определенных
границах он имеет свободу выбора образования, профессии, образа жизни.
Если он решится, он может сменить свою работу и даже в какой-то степени
свое поведение. Этого нельзя сказать о цивилизации. Ее никто, по крайней
мере до конца XIX века, не планировал. Она возникала стихийно, разгонялась
в технологических скачках неолита и промышленной революции, иногда
застывала на тысячелетия; культуры возникали и исчезали, на их развалинах
возникали другие. Цивилизация "сама не знает", когда, в какой момент своей
истории благодаря серии научных открытий и их общественному использованию
она вступает на путь растущего ускорения развития. Ускорение развития
выражается в расширении границ гомеостаза, в росте используемых энергий,
во все более эффективной охране личности и общества от помех всех видов
(болезни, стихийные бедствия и т. п.). Это развитие делает возможным
очередной шаг к овладению стихийными силами Природы и общества благодаря
актам регулировки, но одновременно оно овладевает человеческими судьбами и
формирует их.
Цивилизация действует не так, как хочет, а так, как должна. Почему,
собственно, мы должны развивать кибернетику? - Между прочим, потому, что
вскоре, наверное, мы окажемся перед "информационным барьером", который
затормозит рост науки, если не совершим в умственной сфере такой же
переворот, какой совершили в сфере физического труда за последние два
столетия. Ах, так вот, значит, как! Значит, мы делаем не то, что хотим, а
лишь то, чего требует от нас достигнутый этап развития цивилизации! Ученый
скажет, что именно в этом проявляется объективность градиента развития. Но
разве цивилизация не может, подобно личности, достичь свободы выбора
дальнейшего пути? Какие условия должны быть выполнены, чтобы такая
свобода, наступила? - Общество должно стать независимым от технологии
элементарных потребностей. Должны быть решены фундаментальные проблемы
любой цивилизации: продовольствие, одежда, транспорт, а также начало
жизненного пути, распределение благ, охрана здоровья и достояния. Эти
проблемы, их решение должны стать "незримыми", как воздух, избыток
которого был до сих пор единственным избытком в человеческой истории.
Несомненно, что это удастся сделать. Но это лишь предварительное условие,
потому что именно тогда во весь рост поднимется вопрос: "Что же дальше?".
Общество одаряет личность смыслом жизни. Но кто или что дарит смысл,
определенное жизненное содержание цивилизации? Кто определяет иерархию ее
ценностей? - Она сама. От нее зависит этот смысл, это содержание - с
момента вступления в область свободы. Как можно себе представить эту
свободу? Это, разумеется, свобода от поражений, от нужды, от несчастий; но
отсутствие всего этого, устранение прежнего неравенства, неудовлетворенных
стремлений и желаний - означает ли это счастье? Если бы было так, то
идеал, достойный воплощения, составляла бы цивилизация, потребляющая
максимум благ, который она в состоянии произвести. Однако же сомнение в
том, что такой потребительский рай мог бы осчастливить людей, является на
Земле всеобщим. Дело не в том, что нужно сознательно стремиться к
аскетизму или провозглашать какой-нибудь новый вариант руссоистского
"возвращения к природе". Это была бы уже не наивность, а глупость.
Потребительский "рай" с его мгновенным и всеобщим исполнением всех желаний
и прихотей, вероятно, быстро привел бы к духовному застою и тому
"вырождению", которому фон Хорнер в своей статистике космических
цивилизаций"11">"#1">1"#2">2
"1">"#11">1"#22">2
[ "summtitl.htm"> Титульный лист ]
[ "summcont.htm"> Содержание ]
<= "summgl2d.htm"> Глава вторая (d) ]
[ "summgl3a.htm"> Глава третья (a) =>