Станислав ЛЕМ. СУММА ТЕХНОЛОГИИ Станислав ЛЕМ СУММА ТЕХНОЛОГИИ [ "summtitl.htm"> Титульный лист ] [ "summcont.htm"> Содержание ] <= "summgl2d.htm"> Глава вторая (d) ] [ "summgl3a.htm"> Глава третья (a) => ГЛАВА ВТОРАЯ ДВЕ ЭВОЛЮЦИИ (e) НЕСКОЛЬКО НАИВНЫХ ВОПРОСОВ Каждый рассудительный человек строит жизненные планы. В определенных границах он имеет свободу выбора образования, профессии, образа жизни. Если он решится, он может сменить свою работу и даже в какой-то степени свое поведение. Этого нельзя сказать о цивилизации. Ее никто, по крайней мере до конца XIX века, не планировал. Она возникала стихийно, разгонялась в технологических скачках неолита и промышленной революции, иногда застывала на тысячелетия; культуры возникали и исчезали, на их развалинах возникали другие. Цивилизация "сама не знает", когда, в какой момент своей истории благодаря серии научных открытий и их общественному использованию она вступает на путь растущего ускорения развития. Ускорение развития выражается в расширении границ гомеостаза, в росте используемых энергий, во все более эффективной охране личности и общества от помех всех видов (болезни, стихийные бедствия и т. п.). Это развитие делает возможным очередной шаг к овладению стихийными силами Природы и общества благодаря актам регулировки, но одновременно оно овладевает человеческими судьбами и формирует их. Цивилизация действует не так, как хочет, а так, как должна. Почему, собственно, мы должны развивать кибернетику? - Между прочим, потому, что вскоре, наверное, мы окажемся перед "информационным барьером", который затормозит рост науки, если не совершим в умственной сфере такой же переворот, какой совершили в сфере физического труда за последние два столетия. Ах, так вот, значит, как! Значит, мы делаем не то, что хотим, а лишь то, чего требует от нас достигнутый этап развития цивилизации! Ученый скажет, что именно в этом проявляется объективность градиента развития. Но разве цивилизация не может, подобно личности, достичь свободы выбора дальнейшего пути? Какие условия должны быть выполнены, чтобы такая свобода, наступила? - Общество должно стать независимым от технологии элементарных потребностей. Должны быть решены фундаментальные проблемы любой цивилизации: продовольствие, одежда, транспорт, а также начало жизненного пути, распределение благ, охрана здоровья и достояния. Эти проблемы, их решение должны стать "незримыми", как воздух, избыток которого был до сих пор единственным избытком в человеческой истории. Несомненно, что это удастся сделать. Но это лишь предварительное условие, потому что именно тогда во весь рост поднимется вопрос: "Что же дальше?". Общество одаряет личность смыслом жизни. Но кто или что дарит смысл, определенное жизненное содержание цивилизации? Кто определяет иерархию ее ценностей? - Она сама. От нее зависит этот смысл, это содержание - с момента вступления в область свободы. Как можно себе представить эту свободу? Это, разумеется, свобода от поражений, от нужды, от несчастий; но отсутствие всего этого, устранение прежнего неравенства, неудовлетворенных стремлений и желаний - означает ли это счастье? Если бы было так, то идеал, достойный воплощения, составляла бы цивилизация, потребляющая максимум благ, который она в состоянии произвести. Однако же сомнение в том, что такой потребительский рай мог бы осчастливить людей, является на Земле всеобщим. Дело не в том, что нужно сознательно стремиться к аскетизму или провозглашать какой-нибудь новый вариант руссоистского "возвращения к природе". Это была бы уже не наивность, а глупость. Потребительский "рай" с его мгновенным и всеобщим исполнением всех желаний и прихотей, вероятно, быстро привел бы к духовному застою и тому "вырождению", которому фон Хорнер в своей статистике космических цивилизаций"11">"#1">1"#2">2
"1">"#11">1"#22">2 [ "summtitl.htm"> Титульный лист ] [ "summcont.htm"> Содержание ] <= "summgl2d.htm"> Глава вторая (d) ] [ "summgl3a.htm"> Глава третья (a) =>